Интимные знакомства
Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Zagadka, 39 - 24 марта 2009 11:21

Все
Отредактировано:24.03.09 11:23
Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica)


В последнее время тема реконструкции мифопоэтических текстов стала рассматриваться в плане различных семиотических кодов: космологического, антропоморфного, зооморфного, вегетативного, гастрономического и т.п. Предполагается, что исходный текст (=архетип) реконструируется сведением воедино разных кодовых версий. Можно допустить далее, что каждая отдельная кодовая версия содержит данные, достаточные для хотя бы частичной реконструкции текста или его фрагмента. Эта возможность реализует высший уровень мифологизации в модели мира: практически весь мир, в котором живет человек, - он сам, земля, небо, животные, растения и т.д., - вовлекается в сферу, которую, используя термин Леви-Стросса, можно назвать "мифологичной". Разумеется, коды "не равнодушны" к содержанию, которое они призваны передать: они должны подходить, соответствовать друг другу. Двунаправленное взаимодействие код содержание обеспечивает наиболее эффективную передачу информации. Так осуществляется максимальное вживание человека в мифологизированный универсум.

Поэтому, когда речь идет, например, о растительном коде, в принципе несущественно, что подо что подстраивается: мифологизируется ли периодическое обновление природы, или жизненный цикл растения служит метафорой для изначально заложенного и в этом смысле имманентного содержания. Так или иначе растительный код в наибольшей степени подходит под схему уничтожение/возрождение в новой ипостаси, и этой схеме, в свою очередь, соответствует любое растение.

Дальнейшая разработка должна идти уже в связи с конкретным сюжетом. В данном случае выбран фрагмент основного мифа, посвященный наказанию/испытанию младшего и самого маленького сына Громовержца. Он опален небесным огнем, превращен в камень, растение, хтоническое животное и т.п., уничтожен (растерзан, разбит, растерт), низвержен под землю/воду, откуда после долгого пребывания выходит воскресшим и в новой ипостаси, чтобы принести человеку богатство и плодородие. В функции младшего сына заложено, кроме того, и внесение культуры (обработка растения), где особо выделяется сакральная сфера. Она связана с приготовлением галлюциногенного вещества (чаще всего - напитка) и представляет собой ритуальную реализацию исходного текста: наказание младшего сына путем расчленения, растирания и т.д. Действие галлюциногенного напитка стирает границы между жизнью и смертью, создает возможность перехода из одного мира в другой, т.е. как бы мультиплицирует жизнь, давая человеку способность к метаморфозам. Можно предположить, что именно галлюциногенный напиток символизирует "обостренную" идею плодородия как многократного и вариативного воспроизведения.

Содержательные требования определяют круг растений, наиболее естественно вписывающихся в заданную схему. Среди их отличительных признаков существенны следующие: малые исходные размеры, т.е. крошечные семена; быстрый рост; плодовитость (самовоспроизведение в виде огромного количества семян); интенсивный цвет (красный, черный); резкий, отмеченный запах и вкус (жгучесть, горечь); наконец, специфические способы обработки (размачивание, растирание, сжигание и т.п.), приводящие к получению наркотика. По этой схеме были описаны такие растения, как перец, петрушка, конопля, не говоря о Соме/Хаоме с его разветвленными растительными эквивалентами (вплоть до гриба)1. Теперь в список включается еще одно растение с богатыми мифологическими ассоциациями: мак2.
---------------------------------

Мак - древнейшее культурное растение. Среди разнообразия его видов выделяются два основных, на которых главным образом и строится мифология мака: Papaver rhoeas L. мак самосейка и Papaver somniferum L. - мак снотворный. Родиной мака предположительно считается Средиземноморье, откуда он распространился едва ли не по всем странам света, везде обрастая соответствующей мифологией. Наркотические свойства мака, из которого добывается опиум, известны с древнейших времен. Из мака, кроме того, выжимают масло,- он широко используется в лекарственных целях, для приготовления еды, наконец, как декоративное растение. Мифологизация мака облегчается и его внешними признаками: бросающийся в глаза цветок с крупным пестиком и эффектными ярко-красными с черным (но и белыми и фиолетовыми у снотворного мака) лепестками, нежными настолько, что они не выдерживают веса насекомых; быстрый расцвет и увядание; особая форма головки мака, "маковки" характерное потрескивание сухой коробочки с семенами; ядовитый млечный сок, придающий растению горький вкус и неприятный запах3.

Анализ "маковой темы" в фольклоре обнаруживает достаточно показательную картину жанрового распределения. При большой популярности и, так сказать, актуальности мака в повседневной жизни он оказывается распределенным в фольклорном корпусе неравномерно. Сюжеты повествовательного фольклора - сказки, предания и т.д., связанные с маком, достаточно ограничены и в мифологическом плане не очень показательны. Индекс мотивов Томсона указывает для мака два сюжета, причем оба связаны исключительно с его опиатными свойствами: А 2733. Серия превращений под влиянием опиума; А 2691. Происхождение опиума. Характерно, что не отмечен основной сюжет, на котором строится символика мака, - как ее представляют наиболее авторитетные мифологические словари (Funk and Wagnalls, G. Jobes и т.д.): мак произошел из крови убитых героев, поэтому, в частности, маки растут на поле битвы (см. хотя бы Flanders poppy, emblem of dead in World Wars, esp. artificial red poppy worn on Poppy Day (=Remembrance Sunday)).

Добавить комментарий Комментарии: 2
Дмитрий
Дмитрий , лет24 марта 2009 14:29
в некоторых удачных хлебобулочных изделиях мак очень даже ничего.
очень заинтересовала тема расчленения и остается сожалеть, что она не достаточно раскрыта, что конечно же ни коим образом не умоляет заслуг мака и автора перед человечеством.
Показать ответы (1)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.